Зотова
Г.В. "Состояние борзых в южных регионах"
|
Охотничья Россия всегда была державой, которая занималась охотничьим
собаководством. В России существуют традиции и порядок в разведении и
воспитании поголовья охотничьих собак отечественных пород. На протяжении всей многолетней истории охотничье собаководство в России
развивалось на индивидуальной или общественной основе, а государство,
кроме отдельных управленческих функций, просто не могло заниматься им
масштабно и инициативно. Инициативы общественных объединений граждан особенно проявились в перестроечный
период. Только в системе РФОС (Российская Федерация охотничьего собаководства)
вместе с секциями охотничьего собаководства в обществах охотников и рыболовов
организованно действуют окояо 100 клубов, 92 частных питомника с общим
поголовьем собак охотничьих пород около 100 тысяч. Все эти годы скрыто шла борьба за отнесение управления развитием охотничьего
собаководства к функции государства. И это при отсутствии с его стороны
каких-либо методологических разработок, стандартов, правил, иных регулирующих
документов. При этом не скрывалась одна цель залицензировать работу всех
общественных и иных структур, связанных с разведением пород охотничьих
собак, а также осуществить выдачу сертификатов на право того или иного
заводчика заниматься породой. На вид дело благое. Но цель остается целью
- получить в казну специально уполномоченного государственного органа
дополнительные деньги. Анализ же показывает, что без каких-либо затрат
со стороны государства развитие охотничьего собаководства за последние
годы достаточно эффективно обеспечивалось силами общественных организаций
при собственном финансировании мероприятий, в том числе и по разработке
нормативной базы. Поддержанию и спасению охотничьего собаководства от развала способствовало
создание при непосредственном участии Ассоциации "Росохотрыболовсоюз"
Российской Федерации охотничьего собаководства (РФОС). Все это время в
Ассоциации и в РФОСе сохранялись лучшие традиции национального охотничьего
собаководства. С 1964 года все племенное поголовье охотничьих собак обязательно
регистрируется во Всероссийской племенной книге (ВПКОС). Если за 1964-66
гг. в ней было записано 1787 собак семнадцати пород, то в настоящее время
за один только год генофонд племенных собак пополнился более чем на 2000
голов, и породный состав увеличился до 40. Налажено ведение Всероссийской
родословной книги (ВРКОС), в которой фиксируются все пометы собак. На
основании этих двух книг выдаются родословные (образца РКФ-РФОС), признаваемые
во всем мире. Для сохранения основного предназначения охотничьих собак большое внимание
уделяется их полевой подготовке. Для этого РФОС располагает специалистами
по испытаниям, притравке, натаске и нагонке собак. С этой целью в Федерации
с 1990 года активно работают Центральная и 9 региональных квалификационных
комиссий. За отчетный период они подготовили 984 эксперта и повысили имеющиеся
категории 488 экспертам. Проверкой подготовленности собак к охоте являются испытания и состязания
по разным видам дичи. Вместе с тем, уделялось большое внимание и улучшению
экстерьерных качеств охотничьих собак. За период с 1962 года в разных
регионах России было проведено 55416 состязаний и испытаний и 24803 выставки
охотничьих собак. В соответствии с действующим регламентом в структуре РФОС с 1999 г. были
созданы следующие 10 комиссий: Центральная квалификационная комиссия (ЦКК),
племенная, полевая, выставочная, научная, совет ВПКОС, комиссия по праву,
контрольно-ревизионная комиссия, совет старейшин и комиссии по породам
(борзые, лайки, гончие, островные легавые, континентальные легавые, терьеры,
таксы, спаниели и регриверы). За прошедший период перестройки в собаководстве можно отметить удовлетворительную
раб(лу почти всех комиссий. Например, ЦКК было проведено 16 заседаний,
на которых рассмотрены материалы 366 претендентов, 526 отчетов по породе
и испытаниям. Региональные комиссии провели 84 заседания, рассмотрены
339 дел претендентов, сделаны 488 отчетов. В общей сложности через ЦКК
и РКК прошли 1013 дел. Все решения ЦКК публиковались в "Российской
охотничьей газете" и в "Охотничьем вестнике". Научная комиссия начала более активно работать после избрания на пост
председателя комиссии Гибет Л. А. Она сразу же активизировала работу по
подготовке и переутверждению документации по охотничьему собаководству.
И, благодаря ее усилиям, большую часть документов направили на утверждение
в Минсельхоз РФ. В настоящее время эта комиссия занимается подготовкой
программы для экспертов-кинологов, и в следующем году планируется проведение
курсов кинологов в рамках РФОС. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Только в последние годы проведены Всероссийские состязания борзых по
зайцу-русаку: 1999 год - Брянская область, 2000 и 2001 гг. - Волгоградская
область, 2002 год - Пензенская область. Всероссийские состязания: лаек (кабан, медведь) (1999 год - Московская
область, 2003 год - Кировская область); гончих (1999 год - Республика
Марий Эл, 2000 год - Нижегородская область); легавых (2000 год - Воронежская
область); дратхааров (2001 год - Рязанская область); спаниелей (2003 год
- Рязанская область по полевой и болотной дичи; в Вологодской области
по утке); фокстерьеров (по международным правилам) по лисице в искусственной
норе (2002 и 2003 гг. - Московская область). Проводились следующие крупные выставки: Всероссийская выставка собак всех пород имени Л.П. Сабанеева (по международным правилам) - 1999, 2000, 2001, 2004 гг., г. Москва; Всероссийская выставка "Лайки России" - 2001 год, г. Киров; западносибирских лаек - 2000 год, г. Киров; русско-европейских лаек - 2003 год, г. Ярославль; карело-финских ласк - 2003 год, г. Москва; восточносибирских лаек - 2003 год, г. Иркутск; IX Всероссийская выставка охотничьих собак - 2002 год, г. Тамбов; Всероссийская выставка русских гончих - 2000 год, г. Нижний Новгород; Всероссийская выставка дратхааров - 2000 и 2001 гг., Московская область. Силами Исполнительной дирекции организовывались смотры охотничьих собак
на Всероссийском Дне охотника и рыболова, а также на 2-ой Международной
выставке охотничьих трофеев, за что и была получена Почетная грамота Министерства
сельского хозяйства РФ. При перечислении всех проводимых РФОСом мероприятий возникает один вопрос,
должны ли мы работать ради уплаты выдуманных в очередной раз лицензий,
или можем ли мы личные, общественные или спонсорские средства направлять
сразу на уплату расходов по проведению необходимых гражданам (а не государству)
мероприятий. Среди важных этапов пути нового развития России провозглашен путь развития
и укрепления гражданского общества. Практика не раз показывала, что гражданские
инициативы выглядели убедительнее с позиций целесообразности внедрения
их в жизнь, чем фискальные (вместе взятые за годы перестройки) налоги,
платежи, сборы и прочие поборы. Понятно, что государство получит свои
сборы за оформление права, а в право в настоящее время даже не входит
функция управления развитием охотничьего собаководства. Получается, что граждане за свою инициативу должны будут заплатить какой-то
налог, а мероприятие все равно будет профинансировано за счет самих граждан
без участия государственных служб. Поддерживая позиции Президента РФ В.В. Путина о развитии гражданского
общества, Государственная Дума РФ приняла постановление "О проекте
Федерального закона №348631-3 "О саморегулируемых организациях".
Цель этого Закона - разграничить во всех возможных сферах деятельность
госорганов (в т.ч. по надзору) и саморегулируемых организаций, к которым
относятся Ассоциация "Росохотрыболовсоюз" и Российская Федерация
охотничьего собаководства Они уже сегодня способны осуществлять и осуществляют
ряд государственных функций. Не зря государство в целях разгрузки ГАИ
(более понятная аббревиатура) отобрало у нее ряд функций, например, по
проверке автомобиля на выброс СО и передало (и будет передавать вплоть
до процедур техосмотра) эти функции профессиональным, но коммерческим
организациям. А мы имеем охотничье собаководство с тысячами индивидуальных
заводчиков, объединенных в организации, да и находящихся под контролем
государства. Зачем? Мы считаем, что если (цитирую проект постановления): "Под саморегулированием
понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской
или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка
и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной
деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением",
то государству вполне можно обойтись закреплением права на услуги для
граждан в системе их личных занятий за теми или иными саморегулируемыми
общественными объединениями, с которыми связаны интересы граждан по мероприятиям
их личных инициатив. Таким образом, можно констатировать, что те направления гражданского свойства, которые государство (даже если и желает) не может финансировать, добровольно, через закон можно осуществлять непосредственно самодостаточным, самофинансирующимся организациям. В охотничьем хозяйстве по такому принципу могут получить развитие дичеразведение (ранчеводство), охотничье собаководство, трофейное дело, прудовое хозяйство и другие виды общественной деятельности. |